Памятка выбирающему профессию

  • Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, осо­бенностях своего характера и физических воз­можностях.
  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
  • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, журналов.
  • Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условия­ми труда. Продумай, как, где и когда можно попро­бовать свои силы в этом деле практически и — дей­ствуй!
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
  • Сопоставь свои личные качества и возможно­сти с характером той профессии, которую ты вы­брал.
  • Приняв решение, не отступай перед трудностя­ми. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

Три шага планирования профессионального будущего

 

Первый шаг – самонаблюдение.

Самонаблюдение, как первый шаг профессионального выбора, предполагает, что Вы обнаружите внутри себя истинные причины своих профессиональных устремлений и соответствующим образом оцените их. Для того чтобы по-настоящему честно и полно ответить на вопрос, почему я хочу приобрести ту или иную профессию, прежде всего, нужно правильно сформулировать свои желания – психологи называют это «Я – высказыванием»: Я собираюсь… Я вижу свою профессиональную цель в том, что… Я могу достичь успеха в… Я убежден, что хочу… Мне хорошо быть… Я мечтаю… Мой успех связан…

Теперь, когда Вы сформулировали свои «Я – высказывания», Вы можете ответить себе на три вопроса:

 1.Связаны ли мои желания с предполагаемыми местами работы или учебы? 2.Существуют ли иные возможности профессиональной карьеры, иные места работы и учебы, которые соответствуют моим желаниям? 3.Достаточно ли хорошо я осведомлен о том, как будут удовлетворяться мои потребности в тех местах работы или учебы, которые я предварительно выбрал?

Второй шаг – сбор и оценка информации: О профессии и содержании труда

•Что конкретно делает работник, выполняющий профессиональные обязанности по избранной Вами профессии?

•Насколько выбранная Вами профессия востребована, будет ли она нужна на рынке труда через 5 лет?

•Какой уровень квалификации необходим для выполнения этой работы? О возможностях трудоустройства

•Велика ли конкуренция за рабочие места избранной Вами профессии?

•Каковы требования работодателей к претендентам? О перспективах Какие возможности откроются перед Вами, если Вы будете работать по интересующей Вас профессии? Об обучении Известны ли Вам учебные заведения, где обучаются этой профессии и каков в них конкурс? О предприятиях

•На каких предприятиях требуются специалисты по выбранной Вами профессии?

•Какие возможности и гарантии предоставляют эти предприятия?

•Что известно о режиме и характере труда предприятий, а также требованиях, предъявляемых к работникам? Основные источники информации

•Средства массовой информации •Книги и справочники о профессиях и местах учебы

•Организации и фирмы, занимающиеся подбором кадров и профориентацией •Интернет-ресурсы.  

 

Третий шаг – принятие решения и планирование достижения цели. Определите цель. Ваша цель должна быть максимально конкретной, достижимой, измеримой и определенной во времени:

•Чего я хочу добиться?

•Насколько это реально?

•В течение какого времени?

Определите средства. Чем вы можете воспользоваться для достижения цели:

•Знаниями

•Информацией

•Умениями и навыками

•Личными качествами

•Помощью других людей.

 

Вырабатывайте варианты: основной и запасные. Варианты – это конкретные места работы или учебы, через которые Вы достигнете своих целей. Три варианта – это минимум. Оцените возможность неудачи каждого из вариантов.

•Что необходимо сделать, если «сорвется» лучший вариант?

•Что произойдет, если «сорвутся» и первый, и запасной варианты?

Примите решение. Обсудите его с авторитетным для Вас человеком. Примите окончательное для вас решение. Когда Вы приняли окончательное решение, имеете несколько вариантов развития событий и уверены в том, что каждый вариант в достаточной степени удовлетворяет Вас – приступайте к планированию действий.   Как добиться того, чего хотите, или десять шагов к цели.

1.Назовите основные этапы достижения цели.

2.Определите, какое время займет каждый этап.

3.Какие конкретные шаги необходимы?

4.Какая необходима дополнительная подготовка?

5.Сколько времени она займет?

6.Определите срок, когда Вы начнете действовать.

7.Что Вы сделаете в первую очередь?

8.На что Вы рассчитываете?

9.Что Вам нужно для эффективных действий: информация, личная встреча, помощь других людей, уверенность в себе, время, документы и фотографии, деньги, «внешний толчок», знание законов, соответствующий внешний вид, что-то другое.

10.Решите, что вы будете делать дальше. - в случае успеха - в случае неудачи? Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Между тем можно выявить и оценить собственные интересы, склонности при  составлении индивидуального профессионального плана. Построить профессиональный план – это значит выбрать профессию, учебное заведение, в котором ее можно получить.

Профессиональный план можно представить схематично в виде трех составляющих: «хочу», «могу», «надо». «Хочу» - мне нравиться, мне интересно, меня привлекает – профессиональные интересы, склонности. «Могу» - я способен, я умею я обладаю навыками – способности, состояние здоровья. «Надо» - востребованность профессии на рынке труда, потребности общества в кадрах. Рациональное соотношение образов «хочу» - «могу» - «надо» делает профессиональный выбор удачным. Обоснованный профессиональный план строится с учетом следующих факторов:

1.Знание содержания труда и перспектив развития выбранной профессии.

2.Осознание собственной пригодности к выбранной профессии и реальной оценке возможности поступления в выбранное учебное заведение.

3.Понимание значимости выбранной профессии.  

Типичные ошибки при выборе профессии. Из огромного множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Конечно, никто не застрахован от ошибок, но хочется, чтобы вероятность промаха была как можно меньшей. Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы:   Незнание мира профессий: Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда; Предубеждения в отношении престижности профессии, ориентация сразу на профессии высшей квалификации (менеджер, дипломат, переводчик); Увлечение только внешней стороной профессии (человек хочет стать юристом, потому что смотрит детективы).   Незнание себя: Неумение разобраться в себе, в своих действительных склонностях, неадекватная оценка своих способностей; Недооценка своих физических возможностей, состояния своего здоровья при выборе профессии; Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.   Незнание правил выбора профессии: Отождествление учебного предмета с профессией (увлекаюсь географией – стану геологом); Перенос отношения к человеку на профессию (буду, как мама – бухгалтером ); Выбор профессии «за компанию» - неосознанная боязнь расстаться с привычным окружением. Для того чтобы создать более четкий образ привлекающей вас профессиональной сферы или профессии, необходимо задать себе следующие вопросы: На какой уровень образования можете рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности; Каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать; Какое материальное вознаграждение хотите получить за свой труд – реальный минимум заработной платы; Какой образ жизни хотите вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время, - или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу

 

свернуть

Советы выпускникам при выборе профессии

 

  1. Сориентироваться в мире профессий вам помогут ответы на следующие вопросы:
  • Какие ваши основные интересы и любимое  занятие в свободный час?
  • Какие учебные предметы вы любите?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее, как можно подробно, представьте себя на  этой  работе – с кем бы вы могли работать, как могли бы проводить свободное время?
  • Какие недостатки в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную работу?
  1. Займитесь дополнительным образованием.  Посещайте подготовительные курсы, факультативы в школе;  внимательно слушайте педагогов; желательно начинать подготовку к поступлению за два года до поступления, чтобы не создать стрессовую ситуацию в выпускном классе.
  2. Изучайте программы вступительных испытаний для поступления в средниеспециальные и высшие учебные заведения, которые можно найти на сайте Национального института образования, справочниках абитуриентам.
  3. Больше практики в репетиционным тестировании, которое поможет вампсихологически адаптироваться да ЦТ.

5.Тренируйтесь дома, как можно больше выполняйте  опубликованных тестов для тренировок. Это не только приведет к знакомству  с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и даст вам разносторонний опыт самонаблюдения и оптимального регулирования времени тестирования. Засекайте время  выполнения тестов.

  1. 6Запасайтесь информацией. Внимательно изучайте не только порядок приема в конкретный ВУЗ, но и общие правила. Все документы абитуриент подает в приемную комиссию учебного заведения в строго отведенное Министерством образования  время. Все документы абитуриент подает  в оригинале и лично сам.
  2. Настройтесь на успех! В любом профессиональном тесте немало заданий, с какими вы не справитесь только потому, что так  запланировано. Никто не обязан выполнять все 100% заданий. Поэтому нет смысла распылять эмоциональную энергию, даже если вам кажется, что допустили очень много ошибок или завалили тест, помните, что очень часто такое ощущение ошибочное. При сравнении ваших результатов  с другими может выявится, что другие допустили еще больше ошибок.

 

свернуть

Семь шагов к взвешенному решению

 

Составить список подходящих профессий.

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, в которых Вы хотели бы реализоваться, которые Вам подходят.

Составить перечень требований выбираемой профессии

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности и цели;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

Определить значимость каждого требования.

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

Подсчитать и проанализировать результаты.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

Проверить результаты.

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Определить основные практические шаги к успеху.

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 

свернуть

Памятка поступающему в высшие учебные заведения

 

Уважаемые абитуриенты! При поступлении в учебные заведения Республики Беларусь вы должны хорошо знать о своих правах и обязанностях. Рекомендуем вам внимательно изучить предлагаемую памятку. Ознакомьте с ней ваших сверстников и родителей.

 

  1. В государственные высшие учебные заведения Республики Беларусь (далее-ВУЗ) на конкурсной основе принимаются на базе общего среднего и среднего специального образования для получения бесплатного высшего образования, если оно получается впервые, граждане Республики Беларусь и лица белорусской национальности, являющиеся гражданами других иностранных государств, граждане Российской Федерации, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Таджикистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Республике Беларусь.
  2. Количество мест для приема студентов в государственные ВУЗы на обучение за счет средств республиканского и местного бюджетов определяется контрольными цифрами приема по формам обучения, которые устанавливаются учредителями.

Свыше доведенных контрольных цифр приема может осуществляться прием на обучение за плату физическими и юридическими лицами.

  1. На сверхзапланированные места по конкурсу могут зачисляться абитуриенты, которые:
  • не прошли по конкурсу на места, определенные контрольными цифрами приема в этот или другой ВУЗ (при условии соответствия вступительных экзаменов независимо от формы их проведения);
  • прошли доинститутскую подготовку по результатам совмещенных выпускных - вступительных экзаменов.
  1. Количество мест для приема студентов в частные ВУЗы определяется в соответствии с лицензией и квотой на подготовку специалистов по юридическим специальностям.
  2. Зачисление осуществляется по конкурсу среди абитуриентов, которые:
  • выдержали вступительные экзамены;
  • не прошли по конкурсу в государственные ВУЗы (при условии соответствия вступительных экзаменов независимо от формы их проведения);
  • прошли доинститутскую подготовку по результатам совмещенных выпускных - вступительных экзаменов.
  1. Второе и следующее высшее образование можно получить на условиях полной оплаты обучения.
  2. Сроки приёма устанавливаются ежегодно в соответствии с Правилами приёма в учреждения, обеспечивающие получение высшего образования в Республике Беларусь, которые утверждаются Постановлением Министерства образования Республики Беларусь.
  3. Лица, поступающие в ВУЗы, подают следующие документы:
  • заявление по установленной форме на имя ректора;
  • документ установленного образца о соответствующем образовании в оригинале;
  • сертификат централизованного тестирования (для тех, кто в нем участвовал);
  • медицинскую справку по форме 086У;
  • выписку из трудовой книжки (для тех, кто работает);
  • справку исполнительного комитета сельского совета, которая подтверждает постоянное проживание в сельских населенных пунктах;
  • справку службы занятости населения (для тех, кто состоит на ее учете);
  • 6 фотографий размером 3х4;
  • для лиц белорусской национальности, которые являются гражданами других иностранных государств и проживают на их территории, - копию свидетельства о рождении.
  • вместе с перечисленными представляются документы, которые подтверждают права абитуриентов на льготы;
  • абитуриенты, которые поступают не в год получения общего среднего или среднего специального образования, обязаны представить документы, которые подтверждают их работу или учебу за годы, которые предшествовали поступлению (диплом, выписка из трудовой книжки или справка службы занятости населения, др.);
  • паспорт или другое удостоверение личности, выданное органами Министерства внутренних дел Республики Беларусь, предъявляется абитуриентом лично.
  1. Вступительные экзамены могут проводиться в форме экзаменов, тестирования, собеседования.

Количество (3 - 5) вступительных экзаменов и их перечень определяются ВУЗом с учетом профиля специальности и требований образовательного стандарта. Определяются и профильные экзамены, один из которых проводится первым и, как правило, в письменной форме.

Обязательным для всех абитуриентов экзаменами является письменный экзамен по белорусскому или русскому языкам, как государственным языкам Республики Беларусь, который абитуриенты сдают по выбору. При поступлении на филологические специальности этот экзамен сдается по соответствующему языку. Форму проведения экзамена (пересказ, диктант) определяет ВУЗ. Для абитуриентов дневной формы обучения этот экзамен проводится по централизованным заданиям в определенные дни.

Вступительные экзамены по иностранному языку (английскому, французскому, немецкому, испанскому) абитуриенты могут сдавать по выбору. При поступлении на филологические или лингвинистические специальности сдаются экзамены по соответствующему языку.

Абитуриенты имеют право сдавать экзамены по выбору на белорусском или русском языке.

  1. Оценка знаний осуществляется по десятибалльной системе (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).

Абитуриенты, которые не явились на экзамены без уважительных причин или получили оценки 0, 1, 2, и лица, которые забрали документы, к остальным экзаменам и участию в конкурсе на зачисление не допускаются.

Абитуриенты, которые не явились на экзамены по уважительным причинам, допускаются к ним по решению ответственного секретаря приемной комиссии.

  1. На специальности, по которым не проводится целевой набор, абитуриенты зачисляются по особому конкурсу на места, которые определяются пропорционально поданным заявлениям, среди выпускников:
  • городских учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и среднего специального образования;
  • сельских учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования (которые на момент получения общего среднего образования постоянно проживают в сельских населенных пунктах не менее двух лет).
  1. Победители международных, республиканских (диплом 1, 2, 3 ступени) предметных олимпиад, проведенных в текущем году, и лица, награжденные знаком лауреата специальных фондов Президента Республики Беларусь зачисляются без вступительных экзаменов при поступлении на соответствующие специальности, которые определяются ВУЗ.

Перечисленные лица, которые поступают на другие специальности, освобождаются от сдачи вступительных экзаменов по соответствующему предмету с выставлением оценки «10».

  1. Вне конкурса при получении на вступительных экзаменах оценок не ниже 3 баллов на все формы обучения зачисляются:
  • дети-сироты и дети, которые остались без опеки родителей;
  • воины-интернационалисты;
  • дети из семей военнослужащих или рабочих и служащих, которые занимали штатные должности в воинских частях, которые погибли (умерли) или стали инвалидами во время прохождения военной службы или работы в составе войск на территории государств, в которых велись боевые действия, а также дети из семей военнослужащих, которые погибли (умерли) в мирное время при прохождении военной службы;
  • дети из семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, которые погибли (умерли) или стали инвалидами при исполнении служебных обязанностей на территории государств, в которых велись боевые действия, а также погибли (умерли) в мирное время при исполнении служебных обязанностей;
  • дети из семей лиц начальствующего и рядового состава органов финансовых расследований Республики Беларусь, которые погибли (умерли) при исполнении служебных обязанностей;
  • инвалиды 1-й и 2-й групп, и дети-инвалиды, которым не противопоказано обучение и которые могут посещать занятия;
  • лица, которые имеют льготы в соответствии со статьей 18 закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС». Абитуриенты этой категории, которые закончили учебные заведения на отлично ( с отличными оценками), зачисляются по результатам собеседования по предметам вступительных экзаменов;
  • белорусы зарубежья по рекомендациям белорусских общин или учебных заведений на специально выделенные органами государственного управления места в рамках контрольных цифр приема в ВУЗ, которые финансируются за счет средств бюджета.
  1. Преимущественным правом на зачисление на все формы обучения пользуются при одинаковой сумме баллов:
  • инвалиды 3-й группы;
  • лица, имеющие льготы в соответствии со статьями 19, 20, 23, 24, 25, Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • уволенные в запас военнослужащие, которые имеют льготы, установленные законодательством, и рекомендации воинских частей;
  • выпускники Национального государственного лицея имени Якуба Коласа при поступлении на соответствующие специальности;
  • победители областных предметных олимпиад, республиканских и областных турниров и конкурсов по предметам вступительных экзаменов, а также олимпиад, которые проведены среди абитуриентов и соответствуют профилю выбранной специальности;
  • лица, имеющие трудовой стаж не менее чем два года.
  1. На заочную и вечернюю формы обучения в первую очередь по конкурсу зачисляются абитуриенты, которые имеют среднее специальное или профессионально-техническое образование или работают не менее чем 6 месяцев и поступают на соответствующие или сходные специальности, которые определяются ВУЗом.

В пределах 20% от контрольных цифр приема, а также на вакантные места, которые остались после зачисления вышеперечисленных лиц, по конкурсу зачисляются другие лица.

  1. Результаты централизованного тестирования, проведенного в текущем году, засчитываются в качестве результатов вступительных экзаменов в соответствии с предоставленными сертификатами при приеме на все специальности.
  2. На сокращенный срок обучения по решению ВУЗа может осуществляться прием абитуриентов, которые имеют среднее специальное образование.

 

В случае несогласия с решением приёмной комиссии учебного заведения обращайтесь:

в Комитет государственного контроля Республики Беларусь тел.: (8-017) 227-04-94;

в Департамент контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь тел.: (8-017) 231-35-45.

свернуть

Образец заявления по профессионально-психологическому собеседованию (тестированию)

 

Форма

 

В Комиссию по регистрации кандидатов для участия в профессионально-психологическом собеседовании (тестировании)

____________________________________________________

                                                                 (наименование вуза)

      от_______________________________________________________

                      (фамилия, имя, отчество)

      Место жительства______________________________________

                                                         (почтовый индекс, область, район,

     _____________________________________________________

                                                               населенный пункт, улица, дом, корпус, квартира)

                                        Тел.дом._______________, тел.раб.___________, тел.моб.________

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

            Прошу допустить меня к профессионально-психологическому собеседованию (тестированию) для участия в конкурсе на получение высшего образования по специальности (группе специальностей)________________________________________________________________________________________________________________________

                                               (наименование специальности, группы специальностей)

О себе сообщаю следующие сведения:

Число, месяц, год рождения_________________________________________________

Место учебы_____________________________________________________________

                                                    (полное наименование учреждения образования)

Класс (курс)______

 

Основное место работы (службы), должность____________________________________

_______________________________________________________________________

 

вид документа, удостоверяющего личность_____________________________________

 

серия_________, номер________________, орган, выдавший документ_________________

 

_________________________________, дата выдачи____________________________

                                                                                    

С пунктом 6 Инструкции о порядке проведения профессионально-психологического собеседования или тестирования в высших учебных заведениях ознакомлен(а).

 

Приложение:___________________________________________________________

                                     (копия документа, удостоверяющего личность, при направлении заявления по почте)

 

«____» _____________ 200__ г.                               Подпись __________(дата заполнения)

 

 

свернуть

Наиболее часто задаваемые вопросы по проведению профессионально-психологического собеседования и ответы на них

1. На какие специальности при поступлении в высшие учебные заведения необходимо проходить абитуриентам профессионально-психологическое собеседование? ”Государственное управление“, ”государственное управление и право“, ”государственное управление и экономика“, ”международные отношения“, ”международное право“, ”правоведение“, ”экономическое право“, ”журналистика“ (в том числе, если она является дополнительной специальностью), ”международная журналистика“, ”таможенное дело“.

2.   Всем ли абитуриентам необходимо проходить профессионально-психологическое собеседование при поступлении на указанные специальности ? Профессионально-психологическое собеседование необходимо проходить всем гражданам Республики Беларусь, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, при поступлении на вышеуказанные специальности на все формы получения высшего образования (дневную, вечернюю, заочную (в том числе дистанционную), для обучения в сокращенные сроки, на условиях целевой подготовки, для получения второго и последующего высшего образования как за счет средств республиканского бюджета, так и на условиях оплаты физическими или юридическими лицами.

3. В каких высших учебных заведениях можно пройти профессионально-психологическое собеседование?     Профессионально-психологическое собеседование  проводится в разрезе одной специальности либо групп специальностей в высших учебных заведениях, определенных местами проведения профессионально-психологического собеседования, согласно Перечню, утвержденному Министерством образования Республики Беларусь, независимо от того, в какой вуз на данную специальность собирается поступать абитуриент.  

   4. В какие сроки абитуриенту необходимо обратиться в вуз для регистрации для прохождения профессионально-психологического собеседования?     Абитуриенту необходимо зарегистрироваться в одном из вузов для прохождения профессионально-психологического собеседования по конкретной специальности либо группе специальностей.     Регистрация граждан для участия в собеседовании осуществляется на основании их личных заявлений установленного образца, которые подаются в вуз с 5 по 31 марта включительно.     Заявление может быть подано абитуриентом лично или направлено по почте. При подаче заявления лично гражданин предъявляет паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность. При направлении заявления по почте к нему прилагается копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность. Заявления, направленные по почте, должны поступить в вуз не позднее 31 марта. Заявления, поступившие после 31 марта, не рассматриваются.

5. Кто будет проводить профессионально-психологическое собеседование и в какие сроки оно пройдет?     Специально созданная  комиссия (комиссии) по проведению профессионально-психологического собеседования, которую возглавит один из заместителей руководителя вуза либо руководитель факультета, на котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям, по которым предъявляются особые требования к специалистам. В состав комиссии могут включаться руководители иных структурных подразделений вуза (их заместители), профессора, доценты, преподаватели, психологи, социальные педагоги и другие работники вуза, осуществляющие учебно-воспитательный процесс, а также квалифицированные специалисты соответствующих отраслей экономики и социальной сферы республики.     Профессионально-психологическое собеседование будет проводиться с 5 по 30 апреля в соответствии с графиками, утвержденными вузами.  

  6. Как будет проводиться профессионально-психологическое собеседование? Профессионально-психологическое собеседование будет проводиться в форме индивидуальной беседы комиссии с абитуриентом с целью выявления личностных, деловых качеств, способностей и мотивации абитуриента к обучению по выбранной специальности (группе специальностей).

7. Профессионально-психологическое собеседование можно проходить только по одной специальности или разрешено по всем? Абитуриент может пройти профессионально-психологическое собеседование по каждой группе специальностей. Для этого ему необходимо регистрироваться отдельно на каждую группу специальностей. Нельзя регистрироваться на одну и ту же специальность (группу специальностей) в разных вузах.     Если абитуриент зарегистрируется для участия в профессионально-психологическом собеседовании по каждой группе специальностей более одного раза, он будет допущен к участию в собеседовании только в том вузе, где он зарегистрировался раньше.     

8. Если абитуриент не пройдет профессионально-психологическое собеседование, он не сможет в этом году поступить в вуз?     Профессионально-психологическое собеседование завершится до начала регистрации на централизованное тестирование. Поэтому абитуриенты, не прошедшие профессионально-психологическое собеседование, смогут выбрать себе специальность, при поступлении на которую не требуется прохождение собеседования, и поступать на нее в соответствии с Правилами приема в высшие учебные заведения.

 

свернуть

11 подсказок, как не ошибиться после школы

 

Подсказка 1. Осознайте себя человеком, который умеет принимать решения

Самое важное – принимать решение по-взрослому. Это не значит «никого не слушать». Это значит «уметь рассуждать». По-настоящему решительные люди вовсе не безрассудны. Когда судьба бросает им вызов, они быстро приходят в уравновешенное состояние и не дают себя запутать. Они прислушиваются к своему сердцу. Они уверены, что справятся. А если что-то непонятно, они стараются максимально прояснить вопрос, прежде чем действовать. Пространством для взрослого выбора может стать даже элементарная покупка хлеба в магазине. Невзрослый человек, сколько лет ему бы ни было, покупает то, что «все обычно берут», взрослый – изучает состав на этикетке. Если покупатель просто импульсивно хватает приглянувшуюся ему выпечку, но при этом готов к тому, что приобретение окажется на самом деле невкусным, то это также вариант взрослого выбора, потому что такой покупатель отвечает за свои поступки. То же относится и к выбору профессии – да и вуза, конечно.

Подсказка 2. Настройтесь на победу

Вы не знаете, чего хотите? Вы сомневаетесь в своих талантах? Вам лень затевать что-то новое? Вы бросаете очередное хобби при первых трудностях? Вы часто сталкиваетесь с одергиванием и критикой со стороны окружающих? У вас низкая самооценка? Вы пока не видите перспектив? Нельзя просто так взять и найти идеальную профессию прямо из этого состояния. Потребуется и успокоиться, и вдохновиться. Дайте себе право на ошибку, примите себя вместе со своими недостатками – и одновременно поймите, что на самом деле вам многое под силу. Это целительная мысль, а от нее и до вдохновения недалеко. Поверьте в себя. Выбирать профессию можно и нужно с удовольствием!

Подсказка 3. Выбирайте сначала профессию, а потом вуз

Современная система приема в вуз по результатам ЦТ ломает нормальную последовательность «сначала выбираем профессию, потом – высшее учебное заведение». Вам позволено самим определять, какие экзамены сдавать? Это обстоятельство не может не нравиться. Вот только потом не сразу разберешься, какой же вуз всё-таки примет результаты «по биологии с обществознанием». А о направлении подготовки тут порой и подумать-то некогда! И всё же начните с ответа на вопрос, чем вам хотелось бы заниматься. Может быть, в детстве вы предпочитали играть в какую-то определенную профессию? Или еще до школы мечтали стать космонавтом – а почему бы, кстати, и нет? Детские игры и мечты –

 

самый верный ориентир в выборе профессии. Теперь осталось найти их в новом виде – в виде направлений подготовки в вузах или ссузах.

Затем узнайте, результаты каких экзаменов рассматривает вуз, предлагающий это направление. Если среди них есть «неприемлемые» для вас учебные дисциплины, сделайте над собой усилие и всё-таки подтяните эти предметы: изначально недостаточное понимание предмета преодолимо, оно не должно быть поводом отказываться от интересной профессии! И последний шаг в выборе – сравнение одинаковых направлений подготовки в разных вузах. Вот что такое выбор вуза на самом деле!

Подсказка 4. Профессий гораздо больше, чем вы думаете

Никто ведь не сказал, что вы можете подать документы только в 2 вуза, правда? Тогда зачем многие ребята ограничивают себя одним-двумя возможными направлениями подготовки? Тут ведь по сути то же самое! Альтернатива «стать физиком» или «стать психологом» далеко не единственная из возможных. Стоит узнать о максимальном количестве существующих профессий – и лишь затем приступить к свободному выбору, чтобы в итоге совершить этот выбор точно и почувствовать себя на своем месте. Тот факт, что максимальное количество ребят с вашего двора поступает в один и тот же вуз, здесь вообще ни при чем. Понятно, что хочется какой-то информационной опоры, но мнение большинства малоинформированных ровесников, пусть даже это хорошие друзья, выступать в качестве единственного источника информации не может. Равно как не могут претендовать на истинность дискриминационные утверждения, что профессии, получаемые не в системе высшего профессионального образования, якобы второсортны.

Подсказка 5. Ищите лучшие учебники

Не пренебрегайте большим количеством упражнений и задач, не ленитесь повторять материал и хвалить себя за каждый маленький успех. Ну а если вы заметили, что, несмотря на усердную работу, вам стало скучно? Разным людям подходят разные учебники и разные методы преподавания предмета. Если вы не понимаете уже который по счету параграф, то, может быть, навязанный вам учебник не годится конкретно для вас? Учебные пособия не бывают одинаковыми: они различаются манерой подачи материала, манерой изложения, подбором упражнений, а самое главное – взглядом на изучаемую дисциплину в целом. Если хорошо поискать, то всегда отыщется такая книга, которая придется вам по вкусу. И, кстати, какой учебник нравится преподавателям того вуза, куда вы собрались поступать? Это очень важный вопрос для ожидающей вас учебы в вузе, потому что представители разных учебных заведений часто принадлежат к разным научным школам, непохожесть которых друг на друга может проявляться даже в элементарных терминах и определениях.

 

 

Подсказка 6. Помните о вашем карьерном плане

Карьерный план – это нечто большее, чем просто выбранная профессия. Ах, вы еще его не составили? А между тем предстоящие годы учебы должны вписываться в общую траекторию планируемой вами карьеры: это логично, не так ли? Разумеется, очень трудно планировать карьерное развитие, не имея ни трудового опыта, ни хотя бы нескольких лет профессионального образования. Однако постарайтесь всё-таки вообразить себе, чем вам интересно было бы заниматься на работе и чему ради этой цели стоило бы научиться в высшем учебном заведении. Усилия оправдаются – в этом случае вам будет интереснее посещать факультет, чем если бы условия по окончании учебы так и оставались эфемерными. Именно долгосрочные карьерные цели способны мотивировать вас на то, чтобы вы научились разбираться в собственной профессии детально – это докажет всем, что вы настоящий профессионал. А профессионализм, в свою очередь, потребует от вас работать ответственно и старательно. Куда хуже, если бы такие требования оставались внешними, формальными и не встречали бы в вас искреннего отклика.

Подсказка 7. Ничего не решайте под давлением

Родители и учителя тоже переживают – «добавляют нервов». Поступить желательно в первый же год, а вот дальше возможны варианты: иначе они расстроятся вместе с вами, но поддержат вас, когда вы соберете волю в кулак и попробуете поступить снова, – или иначе скандал. Всех можно понять, но не надо выбирать под давлением возможного скандала ту профессию, которая вам не нравится, и тот вуз, который вас не привлекает. Не поддавайтесь на манипуляции и оставляйте себе право на тайм-аут, чтобы всё обдумать. Если вы видите, что родителям крайне важно, чтобы вы остановили свой выбор на не интересной вам профессии, уважайте их пожелание, не уходите от разговора, обсудите ее с ними, узнайте о ней больше – но итоговое решение принимать вам! Не нужно общаться при помощи ультиматумов, будь то с родительской либо с вашей стороны. Лучше ведите аргументированные переговоры и дотошно сравнивайте все варианты.

Подсказка 8. Ищите поддержку

Умение противостоять манипуляциям, конечно, похвально, однако оно не может быть единственной основой позитивных изменений. Можно видеть опору только в собственных знаниях и уверенности, а можно учиться просить о поддержке – у родителей, учителей, друзей, а впоследствии – у преподавателей университета. Весьма дальновидно – искать среди ровесников новых единомышленников, которых интересует та же профессия, что и вас. Формируйте свою будущую профессиональную среду! Пока это стоит делать постепенно, потому что пока важнее всё же поступить в вуз. Однако и откладывать надолго столь значимый вопрос не стоит. Обрести союзников вам поможет позитивный настрой, вера в будущее и чувство юмора.

 

 

Подсказка 9. Собирайте информацию

Составьте себе как можно более полное предварительное представление о будущей профессии (прочтите ее описание в Интернете) и о вузе (посетите его сайт и изучите его, почитайте отзывы в Сети, найдите выпускников и поговорите с ними). Очень важно иметь четкое представление о том, куда вы идете. Списка экзаменов, совпадающих с тем ЦТ , которые вы выбрали, тут недостаточно. Чему вас будут учить, предстоят ли вам какие-то особенно трудные предметы и суровая практика, а также куда в основном трудоустраиваются бакалавры и магистры по этому направлению – вдруг какие-то из ответов не придутся вам по нраву изначально?

Подсказка 10. Используйте возможности для профессионального становления

Олимпиады, конкурсы, выставки, кинопоказы – конечно, если вы вот-вот окончите 11-й класс, то сейчас не лучшее время всем этим увлекаться. Однако в обычном учебном режиме стоит искать в подобных возможностях вполне вероятные пересечения с выбранной вами профессией. Да и свободные летние дни можно проводить с пользой. Не упускайте шансов принять участие в разнообразных состязаниях, не считайте, что конкурсы – это для кого-то другого, а не для вас. В студенческом возрасте к ним добавятся особые стипендиальные программы и стажировки… Все эти мероприятия не только выбиваются из стандартного графика – они учат вас мыслить нестандартно, а значит, воспитывают из вас уникального специалиста. А кроме этого они повышают вашу уверенность в себе. Нет, речь не о том, чтобы повесить на стену очередную грамоту. Получив опыт участия в соревнованиях, вы можете сравнить себя настоящего с собой прежним и убедиться, что ваша личность развивается!

Подсказка 11. Не забывайте отдыхать

Нет, это не призыв лениться. Обычный учебный день состоит из уроков и перемен, а стандартная структура рабочей недели подразумевает выходные дни, и без перерывов в учебе и работе действительно никому не обойтись. Тем более вам ни к чему нервные срывы на подступах к профессии. Ложитесь вовремя, не превращайтесь в «сову», высыпайтесь, организуйте физическую активность – обо всех этих вроде бы очевидных истинах всё-таки нужно себе напоминать. И не только для того, чтобы сохранить работоспособность на долгие годы, но и для того, чтобы точнее чувствовать свою интуицию – и принимать правильные решения!

Источник: www.http://edunews.ru/

свернуть

Выпускнику о рынке труда

Важно задуматься о соответствии своих способностей, склонностей, состояния здоровья требованиям выбираемой профессии. К тому же квалификация, указанная в дипломе, должна не только нравиться, но и быть востребованной к моменту окончания учебного заведения.
развернуть

 Для этого необходимо учитывать ситуацию на рынке труда своего региона: изучить сведения о наличии вакансий и численности безработных, познакомиться с оценкой самых востребованных профессий и специальностей.

Важнейшими факторами экономического роста и развития являются человеческие ресурсы – работники с профессиональными навыками и знаниями. С этой целью правительством республики за последние годы принят ряд мер, направленных на создание условий для наиболее эффективной занятости населения.


РЫНОК ТРУДА – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

СПРОС – потребность общества в специалистах определенного профиля.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – количество специалистов, готовых работать по специальности.


Известно, что рынок труда отличается высокой подвижностью. Для современного рынка труда характерна устойчивая тенденция увеличения спроса на рабочую силу. Наблюдается постоянный повышенный спрос на рабочих массовых строительных профессий, водителе, слесарей, станочников, монтажников, каменщиков, кровельщиков. Существует недостаток врачей, медицинских сестер, фельдшеров, а также инженеров отдельных квалификаций.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПРОС НА РАБОЧУЮ СИЛУ:

  • Число вакантных свободных мест;

  • Трудно заполняемые вакансии;

  • Организация новых рабочих мест;

  • Динамика текучести кадров и т.п.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ:

  • Динамика численности трудоспособного населения;

  • Структура трудоспособного населения по полу, возрасту;

  • Миграция работников.

Важно помнить, что выбор профессии тогда удачен, когда работа доставляет человеку удовлетворение. Это означает, что она соответствует физическим и духовным способностям человека, его интересам, знаниям и умениям.

свернуть
Всё нужное - просто, всё сложное - не нужно