Инновационный проект

Тема  проекта:

«Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования»

свернуть

Сроки реализации проекта:

2021 - 2023 годы

свернуть

Руководитель и координатор проекта:

Руководитель инновационного проекта: Скуратович Валерий Леонидович, директор государственного учреждения образования «Гимназия № 1 г. Дзержинска»

Координатор инновационного проекта: Некраш Елена Леонидовна, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Гимназия № 1 г. Дзержинска»

Консультанты инновационного проекта: Смирнова Наталья Викторовна, заведующий кафедрой психологии Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат психологических наук, доцент

Количество участников проекта: 6 педагогических работников, 109 обучающихся пятых классов, 107 обучающихся седьмых классов.

свернуть

Цель и задачи инновационного проекта

Цель проекта: повышение качества оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.

Задачи проекта:

  1. внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования;
  2. внедрить методические рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационной деятельности;
  3. внедрить единые подходы и требования к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования;
  4. оценить эффективность внедрения проекта.
свернуть

Идея  проекта и его новизна

Основная идея инновационного проекта заключается в разработке единых подходов и требований к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, внедрению наиболее эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания обучающихся, что позволит успешнее решать задачу организации психологической профилактики и коррекции на ранних этапах.

Исследование позволит выработать согласованные подходы к использованию новых технологий в процессе оказания психологической помощи и повысить ее эффективность.

Таким образом, научная новизна исследования заключается в систематизации процедур оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, обосновании модели психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания в различных условиях, совершенствовании системы работы по оказанию психологической помощи.

свернуть

Карта инновационного опыта

 

«Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования»

Сроки реализации: 2021-2023 годы

Учреждение образования

Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г. Дзержинска»

Руководитель учреждения образования

Скуратович Валерий Леонидович

Координатор инновационного проекта

Некраш Елена Леонидовна, заместитель директора по воспитательной работе

Консультант инновационного проекта

Смирнова Наталья Викторовна, заведующий кафедрой психологии Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат психологических наук, доцент

Проектный продукт

Рекомендации по работе с высоко мотивированными обучающимися.

Рекомендации по снижению тревожности у обучающихся.

Рекомендации по повышению учебной мотивации у учащихся.

Публикации

свернуть

Рекомендации по работе с высоко мотивированными обучающимися

 

  1. Работая с обучающимся, демонстрировать ему образцы активной, творческой деятельности. Создавать на учебном занятии атмосферу сотрудничества между учителем и учащегося.
  2. Использовать принцип обогащения – расширять изучаемую область знаний за счет дополнительного материала.
  3. Использовать проблемные методы обучения, не давать обучающемуся готовый ответ, учить его выдвигать гипотезы и проверять их, стимулировать поиск новых вариантов решений. Собственная исследовательская практика обучающегося должна доминировать над репродуктивным усвоением знаний.
  4. К новым идеям, по мере их значимости и необходимости, целесообразно привлекать внимание других учащихся. Оригинальные замыслы всегда требуют подкрепления. Благоприятная атмосфера, поощрение активного продуцирования новых идей благоприятно сказываются на результате.
  5. Прекрасным способом развития творческого потенциала является участие в различных объединениях по интересам по предметам.
  6. Нужно поощрять обучающихся в попытке браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию к учению и настойчивость.
  7. На учебном занятии не должно быть скуки. Больше активности, эмоциональности, дополнительной умственной нагрузки. Можно использовать высоко мотивированных обучающихся на наиболее сложных этапах учебного занятия. Использовать в меру, с учётом их желания, иногда для помощи отстающим.
  8. Чтобы творческая энергия обучающихся не затухала в процессе учения, чаще давать им индивидуальные творческие задания, в которых может раскрыться их потенциал.
  9. Открытые и честные взаимоотношения между педагогом и обучающимися – лучший путь для согласия и сотрудничества.
  10. Жёсткие реакции, ощущение внешнего давления – всё это не даёт полностью раскрыть в творческом процессе возможности обучающегося.
  11. Проводить с обучающимися дискуссии, где они должны стараться быть доброжелательными, уравновешенными, тактичными, уважать и слушать своих оппонентов.
  12. Развивать способности обучающегося параллельно с формированием его личностных качеств. Учить его ценить других людей, проявлять эмпатию и толерантность.
  13. Помнить о том, что во многом именно от педагогов – зависит, как будут развиваться способности высоко мотивированного обучающегося. Помнить, что чаще воздействует не метод, а личность педагога.

 

 

свернуть

Рекомендации по снижению тревожности у обучающихся

 

  1. Изучить возрастные психологические, индивидуальные особенности обучающихся, учитывать их при индивидуальной работе с ними.
  2. Не перегружайте обучающихся излишними по объёму домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки обучающегося, гигиенических требований возраста.
  3. Не ставьте в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, давайте достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  4. Никогда не используйте отметку как средство наказания обучающегося. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех. Концентрируйте внимание обучающихся на прошлых успехах. Единственный безопасный путь, который мотивирует обучающихся к достижениям, снижает их тревожность – это подчеркивание всего того, что они делают верно. Успех рождает успех, поэтому учитель должен подчеркивать прошлые достижения, чтобы содействовать продолжению успеха.
  5. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении отметок за контрольные работы, за четверть и т.д.
  6. Чаще обращайтесь к обучающимся по имени, хвалите их даже за незначительные успехи, отмечайте это в присутствии других обучающихся.

 

свернуть

Рекомендации по повышению учебной мотивации у учащихся

 

  1. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления учащихся.
  2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.
  3. Предоставление частичной свободы выбора.
  4. Научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать.
  5. Для роста уверенности в себе поощряйте учащихся за малейшие успехи.
  6. Беседу о нарушениях в дисциплине, проблемах в учебе, семье проводить только с глазу на глаз.
  7. Ни в коем случае нельзя подчеркивать недостатки учащихся, высмеивать их.
  8. Свое плохое настроение стараться оставлять за дверями класса – не отражать его на оценках, общении с учащимися.
  9. Преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
  10. Изменять методы и приемы обучения.
  11. По возможности стараться на учебном занятии чаще обратиться к каждому учащемуся, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
  12. Ставить отметку учащемуся не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока).
  13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
  14. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.
  15. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие – взрослее и целеустремленнее.
  16. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
  17. Положительный эмоциональный настрой, через создание на учебном занятии доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя. Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется четкое соотношение объемов учебной работы, ее качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическою атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности.
  18. Рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).
  19. Занимательность, необычное начало учебного занятия, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
  20. Включение учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, прием «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
  21. Необычная форма преподнесения материала.
  22. Применяйте новые информационные технологии.
  23. Стимулирование деятельности через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
  24. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учащихся: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.
  25. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
  26. Сотрудничество на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.
  27. Уважайте личность каждого ребенка.
  28. Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т. е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
  29. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приемы:

«Оратор» – за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо;

«Автор» – ... Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? .. Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

«Фантазер» – на доске записана тема урока, назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

«Профи» – исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

  1. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью учащегося. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приемы. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу. Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

Что вы уже знаете об этой теме?

Подберите слова об этом или на эту тему....

Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

«Оценка – не отметка»

  1. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачета и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

«Защитный лист» – перед каждым уроком на столе лежит лист, куда учащийся без объяснения причин может вписать, свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят; зато, подшивая эти листы, учитель может держать ситуацию под контролем. Этот прием позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учащихся. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами

«Кредит доверия» – в некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для учащегося проявить себя и доказать свою состоятельность. При ответе одного школьника у доски обязательно давать остальным задания: быть рецензентами отвечающих, анализировать, давать оценки, задавать вопросы. Внимание к ответам одноклассников повышается.

 

 

 

 

свернуть
Всё нужное - просто, всё сложное - не нужно