Советы, рекомендации

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

 Статья 9 гласит: «Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психологического насилия, жестокого, грубого и оскорбительного обращения, сексуальных извращений, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других одурманивающих средств, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми со стороны родителей, лиц, их заменяющих, и родственников».

Статья 17 гласит: «Семья несет ответственность за ребенка. Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей (на основании Декрета Президента РБ от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь (вплоть до лишения свободы).

   В конце 20 века (1989 году) Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, которая юридически и морально закрепила права детей в мире во всевозможных ситуациях и обстоятельствах, комплекс мер с целью их защиты от всех видов и форм насилия, грубого обращения или эксплуатации.

 КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

… Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

      Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей…

 КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ

Статья 66Защита прав и законных интересов детей

     При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.

     Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

 Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

    Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

    Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

 Статья 80. Лишение родительских прав

    Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка.

    Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

    При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

    При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

     О принятом решении суд уведомляет государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

 Статья 100. Обязанности детей в отношении родителей

     Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.

 

Консультация для родителей

 

Иметь детей – это, конечно, счастье, но, к сожалению, не безоблачное. Послушный, безукоризненный ребенок больше похож на робота. Настоящий, живой маленький человечек не раз огорчит родителей своими поступками, за тем обязательно последует наказание. Но вот каким оно должно быть, за что можно, а за что нельзя наказывать?

Семь правил для всех

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПО­ЛЕЗНЫМ. Однако наказывающий ЗАБЫВАЕТ ПОДУМАТЬ...
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и не решительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на вся­кий случай»!
  3. За один раз - одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души!

НАКАЗАНИЕ - НЕ ЗА СЧЕТ ЛЮБВИ. ЧТО  БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЕНКА ЗАСЛУЖЕННОЙ ПОХВАЛЫ И НАГРАДЫ.

      НИКОГДА не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было - НИКОГДА!

      Можно отменять только наказания. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого...

НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ БЫТЬ РАЗНЫМ.

  1. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запозда­ло. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонаруше­ния.

     Необходимо оставить и простить.

     Запоздалые наказания ВНУШАЮТ ребенку прошлое, не дают стать другим.

  1. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начи­нать жизнь сначала!
  2. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы неспра­ведливы, наказание подействует только в обратную сторону!
  3. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, а нашего огорчения. Хотя ребенок, не будучи совершенным, не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе причинить огорчение. Он защищается от этого страха.

Когда нельзя ругать

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:

  • когда ребенок болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не со­всем оправился после болезни - психика особо уязвима, реакции не­предсказуемы;
  • когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время рабо­ты;
  • сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам) - нужно, по крайней мере, пе­реждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно не­пременно бросаться утешать);
  • когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с ле­нью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостат­ком, прилагая искренние старания; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность - во всех случаях, когда что-либо НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ;
  • когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или са­мого страшного, нам непонятны;
  • когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

Помнить о внушаемости

     Вот одна из самых обычных, самых нелепых ошибок. Ругая ребенка, то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): лентяй, трус, бестолочь, негодяй, изверг, подлец, то все это мы внушаем - ребенок ВЕРИТ.

    Слова для ре­бенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение воспринимает­ся однозначно: никакого переносного смысла. Взрослая игра «Пони­май наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не ус­ваивается. Оценивая - внушаем самооценку.

    Если вы говорите:

  • ничего из тебя никогда не выйдет! ты неисправим! ненормальный!
  • самый настоящий предатель!
  • тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери), то не удивляйтесь, если так оно и окажется. Это самое настоящее ПРЯМОЕ ВНУШЕНИЕ, и оно действует.

Поэтому, наказывая своих детей, прежде всего, подумайте: А ЗАЧЕМ?

 

 

Типы плохого поведения. В чем проявляются. Как исправить поведение ребенка

Цель, которую неосознанно преследует ребенок

Поведение
ребенка

Реакция взрослых

Ответ ребенка на реакцию взрослых

Рекомендации
педагога – психолога

Привлечь к себе внимание

Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается

Обращают внимание и раздражаются

Прекращает на время,

затем снова начинает

  1. Игнорировать.

  2. Обращать внимание, когда ведет себя хорошо

Показать, что имеет власть над другими

Отказывается делать то, что от него хотят

Пытается использовать свою власть, чтобы заставить, начинает сердиться

Упрямится или усиливает неповиновение

Избегать борьбы за власть

Отплатить, отомстить, взять реванш

Вредит или портит вещи, может оскорбить

Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев

Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить и за это

Не показывать свой гнев и обиду

Продемонстрировать свою неспоспособность

Неспособен научиться самостоятельно навыкам, требует помощи

Соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен

Остается беспомощным

Поверить в способности и возможности ребёнка

 

 


 


 


-----

 

Служба СППС информирует

Рассуждая о душе: стигматизация в жизни современного подростка
развернуть

Рассуждая о душе:

стигматизация в жизни современного подростка


Стигма – это древнегреческий термин, указывающий на знак или отметину, вырезанную или выжженную на теле человека, характеризующую его как «дефектного» в моральном плане (например, эта телесная отметина свидетельствует о том, что человек раб или преступник). Стигмы могут быть связаны с физическим дефектом, с дефектами индивидуального характера (например, в результате психического заболевания, алкоголизма, пребывания в тюремном заключении, низкого социального статуса, приема наркотиков), с принадлежностью индивида к определенно расе, национальности и религии). Стигма распространяется на ВСЕХ членов каждой из указанных категорий. А что вы думаете по поводу стигматизации разных категорий людей в современном мире?

А на плече горит клеймо.
Палач-то был мастак, и вот
Там лилия цветет...

Песня Атоса (графа де Ла Фер)

 

Кондитер, который выпекает удивительной красоты и вкуса торты; балерина, отдавшая свою жизнь изящной красоте движения тела и великому искусству танца; педагог, несущий знания и доброту души для маленького человечка; или грабитель, сеющий зло и приносящий слезы и горе окружающим; все эти люди, реально живущие в нашем сложном и неоднозначном мире.

Как в повседневной жизни можно обыкновенному человеку узнать: кто есть кто? Только в процессе беседы или непосредственно наблюдая за человеком, находясь рядом с ним.

 

Первый раз о выжженном клейме на теле человека, предупреждающем о том, что этот человек может нести опасность, я узнала из фильма «Д'Артаньян и три мушкетера». На плече Миледи, очень красивой девушки с невероятно откровенными глазами, красовалась выжженная прекрасная лилия. В этой хрупкой красавице с удивительным обаянием и харизмой простому человеку просто невозможно разглядеть опытную злодейку, обладающую холодным расчетливым умом, жестокой и не знающей пощады душой ко всем кто вставал на ее пути, и несгибаемой волей к достижению своих целей.

Так люди уже издавна пытались уберечь себя и окружающих от человека, способного причинить боль и страдание. В современном мире мы тоже хотим оградить себя от тех, кто способен доставить нам неприятности.

 

Социальная стигматизация, или «ярлык, клеймо», как общественный стереотип,  завладевающий нашим сознанием и накладывающий на наше поведение определенные ограничения, не позволяет нам взглянуть на человека или какую-то ситуацию, исходя только лишь из собственного мнения. Самое обидное это то, что мы, сами не осознавая, можем попасть под стереотип стигматизации.

Любому из нас не безразлично, как к нам относятся наши одноклассники. И мы всеми силами стремимся завоевать их одобрение и признание и иной раз, вольно или невольно, можем и сами проявлять неуважение или просто игнорировать общение с человеком, который попадает под социальное «клеймо» общественного непризнания.

 

В нашем классе учится мальчик, прирожденный математик, умеющий собирать сложные технические вещицы, способные удивлять всех нас. Но как-то так сложилось еще с начальных классов что все его идеи, предложенные от чистого сердца, всегда воспринимались моими одноклассниками как совершенно ненужные или просто смешные, в самом лучшем случае их просто никто «не слышал» и никто «не видел».

Наблюдая со стороны за всей этой несправедливостью, я с сочувствием относилась к доброму и умному однокласснику, но, к своему сожалению, оставалась вместе с одноклассниками. А он, мой одноклассник, все эти годы оставался один…

 

Но один ли?

Ведь никогда и никто из нас от него, непринятого и живущего своей жизнью, не слышал плохого или обидного слова. Он всегда со всей его старательностью и искренностью старался принимать участие во всех классных мероприятиях. В его глазах всегда были заинтересованность и доброжелательность. И если кто-то, при очередном его успехе стараясь обесценить достаточно высокий результат, пускал по классу смешливую «шуточку» в его адрес, мой одноклассник не отвечал тем же обидчику и не пытался что-то доказать, а просто улыбался…

 

Улыбался глазами и душой.

В этот момент мне казалось, что он замышлял свой очередной интересный проект, который опять удивил бы всех. Но, как и обычно, я вновь и вновь молчала… молчала, вновь и вновь поддерживая всех.

Вот только с годами все больше и чаще становится очевидным один факт: чем старше мы становимся, тем больше наших ребят просто молчат, тем тише подсмеиваются те, кто еще никак не может признать талант нашего одноклассника. Наверно, мы никак не можем стать добрее, что-то зачерствело в нашей душе, раз успех человека, который столько лет вместе с нами, нас не может радовать, а лишь вызывает зависть.

А завидуем мы самым доступным для нас вещам: трудолюбию, терпению и умению быть самим собой. Наверно еще умению быть добрым и счастливым.

Хочется верить, что наше молчание – это наши раздумья о нас самих, и о том, как избавиться от клейма завистливого равнодушия в собственной душе. Я все-таки думаю, я искренне надеюсь и верю, что мы сможем сорвать эту стигму с наших душ.

свернуть
Всё нужное - просто, всё сложное - не нужно