Специальное образование

 (Статья 13 Кодекса Республики Беларусь об образовании)

  1. Специальное образование - обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.

Образовательные программы специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования разрабатываются на основе образовательной программы дошкольного и образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивают коррекцию нарушений развития, социальное развитие и интеграцию в общество лиц с особенностями психофизического развития.

  1. Лицам с особенностями психофизического развития, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию по завершении обучения и воспитания на II или III ступени общего среднего образования, выдаются соответственно свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании. Такие лица считаются получившими соответственно общее базовое образование или общее среднее образование.
  2. Лицу с особенностями психофизического развития, освоившему содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, которому выданы свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании, учреждением образования также выдается справка об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования по форме, установленной Министерством образования.
  3. Лицу с особенностями психофизического развития, освоившему содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и успешно прошедшему итоговую аттестацию, если иное не установлено настоящим Кодексом, выдается свидетельство о специальном образовании.
  4. Лицо с особенностями психофизического развития может реализовать свое право на получение специального образования при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

 

 

Учителя-дефектологи государственного учреждения образования «Гимназия №1 г. Дзержинска»:

Вайтехович Елена Анатольевна - учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи 1 квалификационной категории

Жук Ольга Валерьевна  - учитель-дефектолог 1 квалификационной категории

 

Национальный образовательный портал – Специальное образование

Специальное образование - профориентация

 

График работы пункта коррекционно-педагогической помощи

 

График работы пункта коррекционно-педагогической помощи

учителя - дефектолога  Вайтехович Елены Анатольевны

Понедельник     11.35-16.35       

Вторник           10.15-15.20

Среда               11.35-15.50

Четверг             10.15-15.20       

Пятница           12.00-16.10

Консультативное время: 4- ая пятница месяца 16.20-16.40

 

 

 

свернуть

График проведения консультаций в пункте коррекционно-педагогической помощи в 2023/2024 учебном году

 

График

проведения консультаций в пункте коррекционно-педагогической помощи

 в 2023/2024 учебном году

Дата

Тема

Кому предназначена консультация

Сентябрь

28.09.2023

15.10 -15.30

 Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и учителя начальных классов, способствующая повышению результативности коррекционной работы(1,2,3,4 кл.)

 

 

педагоги начальных классов

Октябрь

26.10.2023

15.10 -15.30

«Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка».

 

 

законные представители

Ноябрь

30.11.2023

15.10 -15.30

Развитие моторно-двигательной координации руки младших школьников.

педагоги начальных  классов и законные представители

Декабрь

21.12.2023

15.10 -15.30

«Советы по автоматизации поставленных звуков».

 

 

 

законные представители

Январь

25.01.2024

15.10 -15.30

Приемы и средства по совершенствованию навыков чтения

педагоги начальных классов

Февраль

29.02.2024

15.10 -15.30

«Логоритмические игры и упражнения в домашних условиях».

 

 

законные представители, педагоги начальных классов, воспитатели ГПД

Март

21.03.2024

15.10 -15.30

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с нарушениями произносительной стороны речи

законные представители, педагоги начальных классов, воспитатели ГПД

Апрель

25.04.2024

15.10 -15.30

Ознакомление родителей с процедурой прохождения ПМПК и подготовка необходимых документов

законные представители

Май

30.05.2024

15.10 -15.30

Рекомендации учителя – дефектолога по закреплению материала в летний период

 

законные представители

 

 

свернуть

Советы учителя-дефектолога

Как понять, что у ребенка дисграфия?

 

Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребенка, понаблюдайте за тем, как он пишет и читает. В слове «ложка» ошибиться в середине слова (лошка) может каждый, кто плохо усвоил правило, а вот неправильно написать первую букву (рожка) может только дисграфик.

Дисграфик часто как бы застревают на одной букве: За зомом росла мамина (За домом росла малина). Или пишет букву раньше времени: Дод небом лолубым (Под небом голубым). Он пропускает буквы, чаще гласные, и ошибки выглядят так: санки – снки, молоко – млко.

Нередки и перестановки букв: фрукты – фрутки, ковром – корвом. Иногда ребенок добавляет лишнюю букву, обычно ту, что уже есть в слове: дружно – дуружно.

Дисграфик часто путает: парные звонкие и глухие согласные: зима – сима, гласные о – у: ручей – рочей, ё – ю: клюква – клёква, заднеязычные г – к – х: сухой – сугой, сонорные р – л: смелый – смерый, й – л (мягкий): тут бывает сойка – тут бывалет солька, свистящие и шипящие с – ш: шишки – шиски, з – ж: железо – зелезо, с (мягкий) – щ: щенок – сенок, аффрикаты ч –щ: роща – роча, ч – ц: грачи –граци, ч – т (мягкий): чертит – черчит, ц – т: птицы – пцицы, ц – с: курица – куриса.

Встречаются ошибки возникающие из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить) Очень распространенная ошибка – слитное написание слов, особенно служебных: ветки елии сосны.

Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова: всталосолнце. Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться: у Деда Мороза – у дедмо Рза. Если ребенок не чувствует законов грамматической связи слов, он будет допускать ошибки в согласовании (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях).Читая «по догадке», дети часто производят замену слов близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, потом – поэтому), искажают окончания (говорится – говорил), переставляют слоги (лопата – лотапа), пропускают напечатанные звуки и буквы (куртка – курка) или добавляют ненужные.

Ошибки носят стойкий характер. Ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими. Помимо трудностей с чтением и письмом у дисграфиков возникают проблемы с ориентировкой в пространстве, с организацией времени. У них отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой, трудности в поведении, общении.


Практические советы по оказанию помощи «леворуким детям»

Предлагайте ребенку как можно больше шнуровать, завязывать и развязывать узелки (левой рукой)

  • Пусть выкладывает мозаику, собирает пазлы.

  • Полезно собирать – разбирать модельки из «Лего», раскручивать – закручивать мелкие детали конструктора.

  • Раскладывать карточки, сдавать карты – тоже хорошая тренировка.

  • Очень хорошее упражнение – обводить предметы по контуру.

  • Очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации.

  • Хороших результатов помогает добиться штрихование.

  • Можно предложить ребёнку конструировать буквы из палочек разной длины, спичек.

  • Ещё один вид упражнений, который направлен на тренировку внимания и памяти, это срисовывание.

  • Руки ребёнка – левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая - лежала на столе и придерживала лист.

  • Никаким образом не проявляйте своё негативное отношение к леворукости ребёнка. В общении  придерживайтесь тактики совета.


    Ребенок плохо пишет  и читает

    Ваш ребенок вроде бы смышленый и неглупый, а в тетрадках у него ошибка на ошибке. Читает по слогам, как маленький. Про оценки даже говорить не  хочется. Что с ним происходит? На самом деле виной всему особенность речевого развития.

    Насамомделевинойвсемуособенностьречевогоразвития. Что это такое? Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение.

    Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера. Скорректировать ее можно лишь до некоторой степени. Добиться абсолютной грамотности, может, и не удастся, но сократить их количество возможно.

    Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Начинается оно с замысла. Мы мысленно создаем план текста, определяем последовательность мыслей и постоянно удерживаем ее. Каждое предложение затем надо разделить на слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой.

    Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат. Несформированность любого из перечисленных этапов приведет к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии.

    Причиной дисграфии могут стать осложнения при родах, некоторые болезни, перенесенные в раннем детстве. Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка. А иногда авторитарное воспитание в семье. Так, ребенок, которого в раннем детстве кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и приобретает ту же манеру в отношении интеллектуальной пищи.


    Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

    • Заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.

    • Усаживать ребенка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты.

    • Ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.

    • Устраивать ребенку проверки на скорость чтения.

    • Стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

свернуть

Контактные данные кураторов

Государственное учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения  и реабилитации Дзержинского района  https://ckroir.schoolnet.by/

 

Директор государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения  и реабилитации Дзержинского района 

Варивоцкая Татьяна Анатольевна 8(01716) 71099

г.Дзержинск, ул. Островского, 49 Е

Заместитель  директора по основной деятельности: Маковская Ольга Валентиновна

 

Об организации деятельности психолого – медико-педагогической комиссии государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения  и реабилитации Дзержинского района

 


«Дзержинский районный учено-методический кабинет» г. Дзержинск ул. Кирова,10,каб. №3

Методист государственного учреждения  образования,  курирующий вопросы специального образования:

Василевская Евгения Владимировна 807116 76635

 

свернуть

Информация об учреждениях образования, осуществляющих обучение лиц с особенностями психофизического развития на уровне профессионально-технического образования

№ п/п

Название учебного заведения

Категория поступающих

(характер нарушения)

Уровень образования поступающих

Наименование учебной специальности, единичной квалификации

1

УО «Борисовский государственный строительный профессиональный лицей»

 

Лица с интеллектуальной недостаточностью

 

 

Программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;

«столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник»

2

УО «Вилейский государственный колледж»

Лица с интеллектуальной недостаточностью

Программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»;

«технология швейного производства: швея»

3

ГУО «Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей»

 

Лица с интеллектуальной недостаточностью

 

 

 

Программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

 

«технология швейного производства: швея»;

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

4

УО «Копыльский государственный  колледж»

Лица с интеллектуальной недостаточностью

Программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение.

«технология швейного производства: швея»;

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур";

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

5

УО «Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей»

Лица с интеллектуальной недостаточностью

Программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«производство продукции растениеводства: овощевод, озеленитель»

 

6

УО «Любанский сельскохозяйственный профессиональный лицей»

 

Лица с интеллектуальной недостаточностью

Программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур";

«техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

7

ГУО "Червенский профессиональный строительный лицей"

 

Лица с интеллектуальной недостаточностью

 

Программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные строительные работы: маляр, штукатур»;

«столярные, паркетные и стекольные работы: столяр, плотник»;

«санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений: монтажник санитарно-технических систем и оборудования»

8

УО «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»

Лица с интеллектуальной недостаточностью

 

Программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур"

 

9

УО «Молодечненский государственный колледж»

Лица с интеллектуальной недостаточностью

Программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

«отделочные  строительные работы: маляр, штукатур»

 

10

УО «Узденский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»

Лица с интеллектуальной недостаточностью

Программа спец. образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, 1 отделение

 «техническое обеспечение с/х работ: слесарь по ремонту с/х машин и оборудования»

свернуть
Всё нужное - просто, всё сложное - не нужно