Советы психолога

Как помочь ребенку легче адаптироваться к обучению в школе

 

1. Соблюдайте режим дня (даже в выходные дни), полноценный сон, обязательные прогулки на свежем воздухе.

2. Следите за тем, чтобы у ребенка было разнообразное и здоровое питание, возможен прием поливитаминов (по рекомендации педиатра).

3. Провожая ребенка в школу, пожелайте ему "удачи", "хорошего дня", но ни в коем случае не напутствуйте: "веди себя хорошо", "не подведи меня" и т. д.

4. Встречая после школы, не утомляйте ребенка вопросами типа: что было на уроке, спрашивали ли тебя сегодня? Но если ребенку нужно чем-то поделиться с вами, выговориться, постарайтесь выслушать незамедлительно.

5. Позвольте ребенку отдохнуть 2–3 часа после школы. В это время он может поиграть в спокойные игры или поспать.

6. Лучшее время для выполнения заданий связанных с умственной деятельностью с 15 до 17 часов. Между заданиями необходим перерыв 10–15 минут.

7. Ребенку-школьнику необходимо иметь свою территорию, хотя бы укромный уголок, чтобы побыть наедине с самим собой.

8. Не завышайте свои личные требования к ребенку.

9. Будьте терпеливы и всегда держите себя в руках. Не забывайте, что перед вами всего лишь семилетний ребенок.

10. Не сравнивайте ребенка со сверстниками, ведь все дети разные, но каждый из них – уникален!

11. Хвалите ребенка! Это хороший стимул и настрой на позитив.

12. Будьте оптимистами и помните, что решение всех существующих проблем и успешность вашего ребенка – в ваших

 

1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для ребенка.  Попробуйте учесть все факторы, которые будут влиять на процесс обучения.

  •  Заранее познакомьтесь со школой, педагогическим коллективом, условиями обучения.
  • Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая у него будет нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).
  • Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени уйдет на дорогу в школу.  
  • Добавьте ещё час на утренние процедуры и завтрак.
  • Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка. Подумайте, насколько она сможет учесть его особенности.
  • Уточните, в какое время будут заканчиваться все занятия ребенка в школе.  Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия  (музыкальная школа, кружки, секции).
  • Подготовьте место для занятий ребенка дома.
  • Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
  • Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд.  Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
  • Помните, что адаптация к школе - непростой процесс, и происходит он совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. 
  • Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых  будет рядом с ребенком.
свернуть

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

  • Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.

  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности.

  • Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.

  • Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

свернуть

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

Поощрение

Во все времена родителей волновал вопрос - каким образом поощрять и наказывать детей? Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Типы похвалы:

1.«Компенсация». Детей надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (например, используется по отношению к детям с физическим недостатком).

2 «Аванс» – это похвала за то, что будет. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность.

3. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком, как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Правила поощрения

Ограничители:

1. Не хвалите ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

2. Не хвалите из жалости; Не хвалите из желания понравиться.

 

  • Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

 

свернуть

Хотите вырастить одаренного ребенка?

  • Отвечайте на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

  • Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

  • Показывайте ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

  • Предлагайте ребенку строить его планы и принимать решения.

  • Никогда не говорите ребенку, что он хуже других детей.

  • Никогда не наказывайте ребенка унижением.

  • Покупайте ребенку книги, связанные с его интересами.

  • Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.

  • Приучайте ребенка к чтению с детства.

  • Находите время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.

свернуть

Самооценка ребёнка

Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка. Если родители понимают и принимают своего ребенка, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе.
развернуть

В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких.

Положительное отношение к себе – основа психологического выживания ребенка.

Каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем.

Нужно постоянно поддерживать самооценку своего ребенка или чувство самоценности.

Как мы можем это делать:

  1. Безусловно принимать его;

  2. Активно слушать его переживания и потребности;

  3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе;

  4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется;

  5. Помогать, когда просит;

  6. Поддерживать успехи;

  7. Делиться своими чувствами (значит доверять);

  8. Конструктивно разрешать конфликты;

  9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы, например:

мне хорошо с тобой….;
я рада тебя видеть…;
мне нравится, как ты…;
я по тебе соскучилась…;
давай (посидим, поделаем…) вместе…;
ты, конечно, справишься…;
как хорошо, что ты у нас есть…;
ты мой хороший...

  1. Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день.

свернуть
Всё нужное - просто, всё сложное - не нужно