Служба СППС информирует

Рассуждая о душе: стигматизация в жизни современного подростка

Рассуждая о душе:

стигматизация в жизни современного подростка


Стигма – это древнегреческий термин, указывающий на знак или отметину, вырезанную или выжженную на теле человека, характеризующую его как «дефектного» в моральном плане (например, эта телесная отметина свидетельствует о том, что человек раб или преступник). Стигмы могут быть связаны с физическим дефектом, с дефектами индивидуального характера (например, в результате психического заболевания, алкоголизма, пребывания в тюремном заключении, низкого социального статуса, приема наркотиков), с принадлежностью индивида к определенно расе, национальности и религии). Стигма распространяется на ВСЕХ членов каждой из указанных категорий. А что вы думаете по поводу стигматизации разных категорий людей в современном мире?

А на плече горит клеймо.
Палач-то был мастак, и вот
Там лилия цветет...

Песня Атоса (графа де Ла Фер)

 

Кондитер, который выпекает удивительной красоты и вкуса торты; балерина, отдавшая свою жизнь изящной красоте движения тела и великому искусству танца; педагог, несущий знания и доброту души для маленького человечка; или грабитель, сеющий зло и приносящий слезы и горе окружающим; все эти люди, реально живущие в нашем сложном и неоднозначном мире.

Как в повседневной жизни можно обыкновенному человеку узнать: кто есть кто? Только в процессе беседы или непосредственно наблюдая за человеком, находясь рядом с ним.

 

Первый раз о выжженном клейме на теле человека, предупреждающем о том, что этот человек может нести опасность, я узнала из фильма «Д'Артаньян и три мушкетера». На плече Миледи, очень красивой девушки с невероятно откровенными глазами, красовалась выжженная прекрасная лилия. В этой хрупкой красавице с удивительным обаянием и харизмой простому человеку просто невозможно разглядеть опытную злодейку, обладающую холодным расчетливым умом, жестокой и не знающей пощады душой ко всем кто вставал на ее пути, и несгибаемой волей к достижению своих целей.

Так люди уже издавна пытались уберечь себя и окружающих от человека, способного причинить боль и страдание. В современном мире мы тоже хотим оградить себя от тех, кто способен доставить нам неприятности.

 

Социальная стигматизация, или «ярлык, клеймо», как общественный стереотип,  завладевающий нашим сознанием и накладывающий на наше поведение определенные ограничения, не позволяет нам взглянуть на человека или какую-то ситуацию, исходя только лишь из собственного мнения. Самое обидное это то, что мы, сами не осознавая, можем попасть под стереотип стигматизации.

Любому из нас не безразлично, как к нам относятся наши одноклассники. И мы всеми силами стремимся завоевать их одобрение и признание и иной раз, вольно или невольно, можем и сами проявлять неуважение или просто игнорировать общение с человеком, который попадает под социальное «клеймо» общественного непризнания.

 

В нашем классе учится мальчик, прирожденный математик, умеющий собирать сложные технические вещицы, способные удивлять всех нас. Но как-то так сложилось еще с начальных классов что все его идеи, предложенные от чистого сердца, всегда воспринимались моими одноклассниками как совершенно ненужные или просто смешные, в самом лучшем случае их просто никто «не слышал» и никто «не видел».

Наблюдая со стороны за всей этой несправедливостью, я с сочувствием относилась к доброму и умному однокласснику, но, к своему сожалению, оставалась вместе с одноклассниками. А он, мой одноклассник, все эти годы оставался один…

 

Но один ли?

Ведь никогда и никто из нас от него, непринятого и живущего своей жизнью, не слышал плохого или обидного слова. Он всегда со всей его старательностью и искренностью старался принимать участие во всех классных мероприятиях. В его глазах всегда были заинтересованность и доброжелательность. И если кто-то, при очередном его успехе стараясь обесценить достаточно высокий результат, пускал по классу смешливую «шуточку» в его адрес, мой одноклассник не отвечал тем же обидчику и не пытался что-то доказать, а просто улыбался…

 

Улыбался глазами и душой.

В этот момент мне казалось, что он замышлял свой очередной интересный проект, который опять удивил бы всех. Но, как и обычно, я вновь и вновь молчала… молчала, вновь и вновь поддерживая всех.

Вот только с годами все больше и чаще становится очевидным один факт: чем старше мы становимся, тем больше наших ребят просто молчат, тем тише подсмеиваются те, кто еще никак не может признать талант нашего одноклассника. Наверно, мы никак не можем стать добрее, что-то зачерствело в нашей душе, раз успех человека, который столько лет вместе с нами, нас не может радовать, а лишь вызывает зависть.

А завидуем мы самым доступным для нас вещам: трудолюбию, терпению и умению быть самим собой. Наверно еще умению быть добрым и счастливым.

Хочется верить, что наше молчание – это наши раздумья о нас самих, и о том, как избавиться от клейма завистливого равнодушия в собственной душе. Я все-таки думаю, я искренне надеюсь и верю, что мы сможем сорвать эту стигму с наших душ.

Всё нужное - просто, всё сложное - не нужно