История,традиции,достижения

ИСТОРИЯ

История нашего учебного заведения насчитывает более 100 лет. Начиная с 3-х классного городского училища в 1908 году, оно прошло большой путь становления и развития. В 2004 году школа получила статус «Государственное учреждение образования «Гимназия №1 г. Дзержинска». Какой бы период функционирования школы мы не взяли, неизменным остается одно: школа (гимназия) – это живой организм, где сотрудничают две главные составляющие учебно-воспитательного процесса: учителя и ученики. Организационно-педагогическая модель гимназии «Интеллект. Творчество. Здоровье» соответствует сегодня современным требованиям учебно-воспитательного процесса.
развернуть

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ: ОТ ГОРОДСКОГО УЧИЛИЩА ДО ГИМНАЗИИ

         В соответствии с архивными данными в ноябре 1907 года Койдановское мещанское общество ходатайствует об открытии в местечке Койданово городского училища (приложение 1). Ходатайство было удовлетворено, о чем писалось в газете «Наша нива», и в 1908 году было открыто трехклассное городское училище (приложение 2). С первого сентября 1909 года оно было преобразовано в четырех классное (приложение 3), а в 1913 переименовано в Высшее начальное училище (приложение 4), а с 1918 году оно становиться школой 1 и 2 ступени.

         В школе первой ступени учились дети от 8 до 13 лет и второй от 13 до 17 лет. Обучение в школах обоих ступеней являлось бесплатным, совместным для мальчиков и девочек.

         Но развернуть работу школ не удалось из-за того, что весной 1919 года началась польская оккупация территории Беларуси. После освобождения республики Народный комиссариат просвещения БССР не пошел на создание школы второй ступени. Они реформировались в семилетки, которые охватывали детей в возрасте от 8 до 15 лет. Таким образом, в 1920 году наша школа стала семилеткой.

         В период белорусизации шел перевод школ на белорусский язык обучения. Как свидетельствуют документы - протокол заседания школьно-педагогического совета Койдановской семилетней трудовой школы от 12 июня 1924 года, обучение уже ведется на белорусском языке (приложение 5).

          Школа состояла из двух концентров. Так до 1934 года назывались учебные классы. В 1924-1925 учебном году в старшем концентре, т.е. в 5-7 группах, в качестве обязательных предметов были введены белорусский язык, история и география Беларуси. Нам удалось найти в Минском областном архиве уникальный документ - отчет о работе школы за 1925-1926 учебный год (приложение 6).

         Начало тридцатых годов ознаменовалось последовательными мерами по унификации народного образования. На всю страну устанавливалась единая система общеобразовательной школы: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы), средняя (1-10 классы). Так, в 1933 году наша школа стала называться «Дзержинская белорусская средняя школа». Ликвидировалось деление школ на концентры, группы переименовывались в классы. Заведующего неполной средней и средней школ стали называть директорами. Вводился институт классных руководителей.

         Как вспоминал в своей книге «След на зямлi» бывший выпускник школы Виктор Антонович Новицкий «школа складалася з некалькіх даволі старых і сціплых драуляных будынкау па вуліці Першай Ленінскай, непадалёку ад рэчкі Няцечкі. Праўда, адзін з іх быў пабудаваны знову. Ён меу 4 класныя пакоі і 2 невялічкія пакоі для лабараторый. Яго з гонарам называлі “новы корпус”, вучыліся там вучні старэйшых класаў.

         Быў і яшчэ адзін будынак, які стаяў абасобна, якраз у тым месцы, дзе цяпер галоўны уваход на тэрыторыю Беларускай гімназіі. Было у ім 2 класных пакоі, і вучыліся там дзеці пятых-шостых класаў з бліжэйшых весак. Яго пагардліва называлі “камчатка” (приложение 7).

         Долгие годы учащиеся школы учились в этих зданиях.

Одно из довоенных зданий школы

 

В предвоенные годы школа представляла собой учебный комбинат, где училось 700 – 730 учащихся. Общее число довоенных выпускников составило 150 человек.

           

Выпускники школы. 18 июня 1941 года

 

С 1941 по 1944 гг. в период немецко–фашистской оккупации школа перестала существовать, а в ее помещениях размещались немецкие штабы, канцелярии и солдатские казармы.

         После изгнания из города немецко–фашистских захватчиков школа возобновила работу, начал формироваться новый педколлектив.

1 сентября 1944 г. прозвенел первый школьный звонок. За парты сели 400 человек, из них большинство переростки. В младших классах было по 45 учеников, учебников не хватало. Писали в самодельных тетрадях из обойной бумаги. Чернила делали из свёклы и химического карандаша, счетными палочками часто были боевые патроны. Среди учащихся было много сирот, их освобождали от платы за обучение, подкармливали рыбьим жиром и вареньем.

С каждым годом число учащихся увеличивалось. В начале 50-х годов их количество составило более 800, занятия проводились в две смены 

          

Старые здания школы не могли разместить всех учеников. Поэтому было принято решение строительства новой школы: начать в 1962 году и закончить к началу нового учебного года. 1 сентября 1963 года состоялось открытие Дзержинской белорусской средней школы №1. К декабрю 1963 г. были ликвидированы некоторые недоделки, а весной 1964 г. началась работа по благоустройству территории.

 

Новое здание школы, 1964 год

 

        Количество учеников в начале 60–х г.г. составило 100 человек, учителей – 50. В школе было создано 2 автокласса, оборудована швейная мастерская на 20 мест, построена теплица, которая функционировала круглый год.

 

                                                                                              Швейная мастерская

 

В школе было создано и оснащено 26 кабинетов. Был создан музей Ф. Э. Дзержинского.

 

                

           Музей Ф.Э.Дзержинского                                                                    Кабинет химии

 

       Начиная с 1978 года, школа работала над проблемой развития познавательных интересов учащихся. Как результат – создание научных обществ по математике (Талабаева Е. М.), биологии (Юшпрах Л. Д.), русскому языку и литературе (Имянитова С. Е.), белорусскому языку и литературе (Ячковская Н. Ф.), внедрение новых форм уроков: уроков- лекций, уроков – зачетов, уроков – семинаров, нестандартных уроков и т.д.

   С этого же времени педколлектив целенаправленно работал над внедрением идей оптимизации учебно–воспитательного процесса и к концу 1982г. Эта работа дала ощутимые результаты: количество учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5» составило 78 процентов.

    В 1980 году за разработку комплексного спортивного оборудования школа была удостоена бронзовой медали на ВДНХ.

 

В спортивном зале школы

 

В 1986г. в школе появились первые компьютеры.

 

1986г. – разработано новое положение об ученическом самоуправлении с целью воспитания социальной активности учащихся.

Январь – феевраль 1987г. – успешно выдержана проверка школы Минским областным управлением образования.

Февраль 1987г. – изученный опыт работы школ Центрального района г. Минска и 825-й школы г. Москвы по демократизации управления и коммунарская система организации самоуправления в воспитательной работе Иванова стали внедряться в практику.

1989 г. – к основному зданию школы был пристроен и введен в эксплуатацию актовый зал и бассейн.

 

 

                               актовый зал                                                                                    бассейн

 

В 1991 г. школа стала участником проекта «Пилотная гимназии».

1988 – 1991 гг. – педколлектив успешно освоил и реализовал в учебно – воспитательном процессе педагогику сотрудничества.

Апрель 1993 г. – на областном семинаре школа демонстрировала опыт организации воспитательных мероприятий через КТД.

1995 г. – одно из направлений школы – дифференциация учебно – воспитательного процесса. В школе созданы профильные классы.

В 1997 г. школе присвоен статус областной инновационной площадки по апробации технологии развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Открыт лицейский класс при БГУИРе. Разработаны и реализуются программы «Здоровые дети», «Школа возможностей», «Таямніцы народнай душы», перспективный план развития школы – «Гражданин XXI века», официально создана и преступила к работе на правовой основе кафедра математики, физики, информатики, руководит работой, которой кандидат физико – математических наук В. А. Пенязь. Созданы три научных общества учащихся: «Вита» (рук. Зубович И. Б.), «Пилигрим» (рук. Дуденкова Л.Я.), «Омега» (рук. Готина Т. Б.), которые тесно сотрудничают с ВУЗами.

В 2002 г. школа удостоена гранта Президента Республики Беларусь за работу с одаренными учащимися.

                   

В 2003 г. школе присвоен статус республиканской экспериментальной площадки для апробации технологий мультипрофильного обучения.

         27 октября 2003 года директор СШ №1 г.Дзержинска Соколовская Л. И. обратилась к начальнику отдела образования при Дзержинском районном исполнительном комитете В. И. Матусевичу с просьбой о ходатайстве перед Минским областным отделом образования о преобразовании средней школы в учреждение образования – гимназия (приложение 10).

         16 февраля 2004 года районный исполнительный комитет принял решение о реорганизации с 1 сентября нашего учебного заведения в ГУО “Гимназия №1 г.Дзержинска”

 

31 марта 2010 года ГУО «Гимназии № 1 г. Дзержинска» был выдан сертификат за подписью Министра образования Республики Беларусь А. М. Радькова о государственной аккредитации учреждения образования на соответствие заявленному типу учебного заведения.

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

свернуть
Всё нужное - просто, всё сложное - не нужно