Советы психолога

Как помочь ребенку легче адаптироваться к обучению в школе

 

1. Соблюдайте режим дня (даже в выходные дни), полноценный сон, обязательные прогулки на свежем воздухе.

2. Следите за тем, чтобы у ребенка было разнообразное и здоровое питание, возможен прием поливитаминов (по рекомендации педиатра).

3. Провожая ребенка в школу, пожелайте ему "удачи", "хорошего дня", но ни в коем случае не напутствуйте: "веди себя хорошо", "не подведи меня" и т. д.

4. Встречая после школы, не утомляйте ребенка вопросами типа: что было на уроке, спрашивали ли тебя сегодня? Но если ребенку нужно чем-то поделиться с вами, выговориться, постарайтесь выслушать незамедлительно.

5. Позвольте ребенку отдохнуть 2–3 часа после школы. В это время он может поиграть в спокойные игры или поспать.

6. Лучшее время для выполнения заданий связанных с умственной деятельностью с 15 до 17 часов. Между заданиями необходим перерыв 10–15 минут.

7. Ребенку-школьнику необходимо иметь свою территорию, хотя бы укромный уголок, чтобы побыть наедине с самим собой.

8. Не завышайте свои личные требования к ребенку.

9. Будьте терпеливы и всегда держите себя в руках. Не забывайте, что перед вами всего лишь семилетний ребенок.

10. Не сравнивайте ребенка со сверстниками, ведь все дети разные, но каждый из них – уникален!

11. Хвалите ребенка! Это хороший стимул и настрой на позитив.

12. Будьте оптимистами и помните, что решение всех существующих проблем и успешность вашего ребенка – в ваших

 

1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для ребенка.  Попробуйте учесть все факторы, которые будут влиять на процесс обучения.

2. Заранее познакомьтесь со школой, педагогическим коллективом, условиями обучения.
3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая у него будет нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).
4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени уйдет на дорогу в школу.  Добавьте ещё час на утренние процедуры и завтрак.
5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка. Подумайте, насколько она сможет учесть его особенности.
6. Уточните, в какое время будут заканчиваться все занятия ребенка в школе.  Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия  (музыкальная школа, кружки, секции).
7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
9. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд.  Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
10. Помните, что адаптация к школе - непростой процесс, и происходит он совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными.   Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых  будет рядом с ребенком.

свернуть

Режим выходного дня первоклассника

Чем занять себя, или как с пользой провести день
развернуть

1. Проснулись. Улыбнулись.

2. Сказали всем: «Доброе утро!»

3. Умылись. Почистили зубки.

4. Оделись.

5. Расчесали волосы.

6. Заправили постель.

7. Позавтракали.

8. 10-20минут почитали книжку (можно больше, нужно больше!).

9. 20 минут порисовали.

13. Убрали в одной  из комнат (в своей, но можно и в той, где разбросали игрушки !).

14. Поиграли на улице или в комнате.

15. Соблюдайте важные правила безопасности (повторяйте их каждый день).

15. После прогулки, помогли кому-нибудь в доме (надо сделать доброе дело).

14. Сделали поделку (по желанию) или хобби.

15. Посмотрели телевизор.

16. Поиграли на компьютере.

17. Уходя спать, сказали: «Спокойной ночи!»

В течение дня нужно обязательно говорить такие слова:

«Извини», «Извините», «Спасибо», «Пожалуйста» и другие.

Запрещено драться. Нужно всегда помнить правило «Кто умнее, тот быстрее останавливается».

свернуть

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

  • Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.

  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности.

  • Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.

  • Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

свернуть

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

Поощрение

Во все времена родителей волновал вопрос - каким образом поощрять и наказывать детей? Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Типы похвалы:

1.«Компенсация». Детей надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (например, используется по отношению к детям с физическим недостатком).

2 «Аванс» – это похвала за то, что будет. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность.

3. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком, как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Правила поощрения

Ограничители:

1. Не хвалите ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

2. Не хвалите из жалости; Не хвалите из желания понравиться.

 

  • Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

 

свернуть

Хотите вырастить одаренного ребенка?

  • Отвечайте на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

  • Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

  • Показывайте ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

  • Предлагайте ребенку строить его планы и принимать решения.

  • Никогда не говорите ребенку, что он хуже других детей.

  • Никогда не наказывайте ребенка унижением.

  • Покупайте ребенку книги, связанные с его интересами.

  • Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.

  • Приучайте ребенка к чтению с детства.

  • Находите время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.

свернуть

Самооценка ребёнка

Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка. Если родители понимают и принимают своего ребенка, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе.
развернуть

В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких.

Положительное отношение к себе – основа психологического выживания ребенка.

Каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем.

Нужно постоянно поддерживать самооценку своего ребенка или чувство самоценности.

Как мы можем это делать:

  1. Безусловно принимать его;

  2. Активно слушать его переживания и потребности;

  3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе;

  4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется;

  5. Помогать, когда просит;

  6. Поддерживать успехи;

  7. Делиться своими чувствами (значит доверять);

  8. Конструктивно разрешать конфликты;

  9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы, например:

мне хорошо с тобой….;
я рада тебя видеть…;
мне нравится, как ты…;
я по тебе соскучилась…;
давай (посидим, поделаем…) вместе…;
ты, конечно, справишься…;
как хорошо, что ты у нас есть…;
ты мой хороший...

  1. Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день.

свернуть
Всё нужное - просто, всё сложное - не нужно